С 2015 года программы гуманного регулирования численности отлов-стерилизация-возврат в России незаконны

В марте 2015 года в результате обращений Центра правовой зоозащиты в Госдуму РФ и другие органы власти были внесены изменения в ст. 26.3 федерального закона «Об общих принципах законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» от 06.10.1999 № 184-ФЗ, которые отнесли “отлов и содержание безнадзорных животных” к полномочиям властей субъектов РФ и муниципальных образований.*
Ранее, власти субъектов РФ и муниципальные власти не только не были обязаны, но даже не имели права (!) отлавливать безнадзорных животных. В их полномочия входили только мероприятия по защите животных от болезней, общих для человека и животных (бешенство), что фактически предписывало им проводить, так называемые, “программы гуманного регулирования численности” отлов-стерилизация-возврат (ОСВ). Таким образом, никто не нес никакой ответственности ни за засилье бродячих стай, ни за покусы, ни даже за гибель людей в результате нападения безнадзорных собак, так как их изъятие с территории не предусматривалось при «защите животных от болезней общих для человека и животных».

Теперь, после внесения изменений:
1. Власти субъектов РФ и власти муниципальных образований несут солидарную ответственность за вред, нанесенный здоровью граждан из-за нападений и покусов безнадзорных животных, причиненный вследствие бездействия властей, не выполняющих свои обязанности по отлову и содержанию безнадзорных животных. Это дает возможность привлекать к уголовной ответственности одновременно власти РФ и власти муниципальных образований за халатное отношение к своим служебным обязанностям, в случае покусов и нападений бродячих собак.
2. Ни в каких субъектах РФ (т.е. на всей территории РФ), нельзя законным образом проводить программы ОСВ, так как в новой редакции 184-ФЗ безнадзорные животные выделены в отдельную категорию объектов, для которой предусмотрены только “отлов и содержание”. Таким образом, например, защита животных от болезней, общих для человека и животных и ветеринарный надзор, которые ранее реализовывались через программы ОСВ, теперь могут реализовываться исключительно через отлов и содержание безнадзорных животных.
Из этого следует, что в тех субъектах РФ, где в настоящее время проводятся программы ОСВ, заинтересованные лица, в случае нанесения им вреда безнадзорными животными, а также из соображений защиты дикой фауны от истребления безнадзорными животными или даже ради защиты безнадзорных животных от жестокого обращения, могут обращаться в суды и требовать отмены программ ОСВ.

История принятия этой поправки такова.
В апреле 2014 г., через месяц после подачи обращения Центра правовой зоозащиты к Депутатам, поправка была внесена в Госдуму депутатами В.Ф. Шрейдером, С.Г. Каргиновым, В.С. Тимченко, В.Б. Кидяевым и была принята в первом чтении в сентябре 2014 г.
Однако текст поправки был сначала мягко говоря не совсем корректен. В ней говорилось, что в обязанности властей муниципальных образований и субъектов РФ входят "отлов, содержание и использование животных в состоянии естественной свободы". По всей видимости депутаты внесшие поправки были не совсем в теме.
Но 13 марта 2015 г. собаки загрызли ребенка в Чите. Этот случай получил большую огласку в СМИ. Однако особенно важно, что в нескольких программах центрального ТВ президентом Центра правовой зоозащиты была озвучена информация о том, что по действующему на тот момент законодательству, власти не несут никакой ответственности за смерть человека от нападения бродячих собак.
Наиболее отчетливо это прозвучало 14 марта в программе НТВ "Центральное телевидение". Скорее всего именно это сыграло решающую роль в том, что эту поправку 18 марта приняли во 2-м чтении с текстом в окончательной редакции "отлов и содержание безнадзорных животных", а 30.03.2015 закон о внесении этих изменений подписал Президент РФ.

Центр правовой зоозащиты
07.09.2015
________________________________________________
* «К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов: … организации проведения на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, отлову и содержанию безнадзорных животных, защите населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации.» (ФЗ-184 в ред. от 30.03.2015)

Источник: http://www.animalsprotectiontribune.ru/3214.html